На Государственную инспекцию труда возложена задача по надзору за соблюдением трудового законодательства. Поэтому любой работник, столкнувшийся с нарушением своих трудовых прав – при приеме на работу, во время трудовой деятельности или после увольнения, может обратиться в этот орган за защитой.
Проблемы, связанные с режимом работы, оплатой труда, отпуском, безопасностью на рабочем месте и любые другие вопросы относительно трудовой занятости можно решить в Трудовой инспекции. Данное ведомство по заявлению граждан должно провести изучение обстоятельств трудовых конфликтов и установить – есть ли факт нарушений.
Взаимодействие с Трудовой инспекцией подразумевает разрешение споров между работниками и работодателем в досудебном порядке. Ведомство не занимается спорами, которые уже находятся на рассмотрении в судебных инстанциях.
Как подать?
Форма подачи заявления в Трудовую инспекцию может быть разной. Работник может написать обычное письменное обращение от своего имени или анонимное (его можно занести лично или отправить по почте). Также предусмотрена подача жалоб в электронном виде (в том числе через официальный сайт). Принимаются как личные, так и коллективные заявления.
Под анонимным подразумевается обращение, в котором заявитель просит не разглашать работодателю данные о нем. Письма без ФИО и контактных данных не рассматриваются.
Какая информация понадобится для подготовки жалобы?
Заявителю нужно точно указать реквизиты организации работодателя (адрес, ИНН и регистрационный номер ОГРН) и узнать точный адрес курирующей инспекции (территориального отдела). Жалоба пишется на имя руководителя ведомства.
Обращение должно быть оформлено в официально-деловом тоне, поэтому заявитель должен правильно называть допущенные в его отношении правонарушения.
Требования к документу
Заявление должно быть написано разборчивым почерком на грамотном русском языке. Текст должен быть кратким, данные – достоверными. Как такового единого образца (бланка) жалобы в Трудовую инспекцию нет, но есть стандартные правила составления подобных документов. В заявлении должны быть:
Вводная часть с реквизитами.
Основная часть с описанием сути конфликта.
Завершающая резолютивная часть с просьбой о применении конкретных мер.
В конце жалобы ставятся подпись и дата составления. Дополнительно заявитель может приложить копии документов, имеющих отношение к делу (трудовой договор, справки и т.д.). Инспекция должна рассмотреть заявление в 30-дневный срок.
Граждане, решившие обратиться в Инспекцию, должны понимать, что ведомство не является юридическим отделом и не оказывает помощи при составлении жалоб. Поэтому чтобы получить аргументированный документ, рекомендуется воспользоваться услугами юриста.